Проект и строительство конторы Госбанка

Проект Ростовской конторы Госбанка М.М.Перетяткович разработал в 1910 году. Расчет купола выполнил профессор института Гражданских Инженеров П.И.Дмитриев. Автором скульптурного декора фасадов и операционных залов стал архитектор Л.А.Дитрих, интерьеры разрабатывала архитектор Л.Н.Флерина [7].

Строительная комиссия банка назначила руководителем работ на месте ростовского гражданского инженера С.В.Попилина, однако вскоре за медлительность в подготовке сметных расчетов и рабочих чертежей его от дела отстранили.

М.М.Перетятковичу предоставили право нанять помощника, живущего в Ростове. Сам он обязан был периодически приезжать в город для общего руководства. Таким помощником стал гражданский инженер П.А.Тарачков. Техником-консультантом пригласили инженера А.П.Будкова, наблюдавшего в то время за постройкой здания управления Владикавказской железной дороги [8].

Перетяткович приехал в сентябре 1912 года. Тогда комиссия уже продала старое здание на слом, и намеревалась поздней осенью начать строительство. Однако в связи с ранними морозами его перенесли на весну. Закладка в присутствии столичного зодчего состоялась 28 апреля 1913 года.

Вот как сообщала об этом газета "Приазовский край" [9]:

"В 12 часов дня на место закладки прибыли г.Градоначальник генерал-майор Н.И.Зворыкин, помощник управляющего государственным банком д.с.с. Д.Т.Никитин, управляющий местной конторой госбанка И.Ф.Чернявский, прибывший из Новочеркасска, управляющий донской казенной палатой В.А.Алферов, представители местных биржевых сфер, городского самоуправления и кредитных учереждений, чины местной администрации, иностранные консулы и служащие конторы и казначейства ... Протоиереем О.Л.Лебедевым было отслужено молебствие и совершено освещение места закладки."
В сентябре 1913 года М.М.Перетяткович приезжал на место строительства, которое уже шло полным ходом. На заседании строительной комиссии он давал указания по укреплению фундаментов [10].

Строительство завершилось в 1915 году, в 1920-е годы по проекту М.М.Перетятковича достраивали юго-восточное крыло здания, где разместились квартиры для служащих Госбанка.

ba4.gif
Монументальное П-образное в плане здание главным протяженным фасадом было обращено к площади и к алтарю Александро-Невского храма.

Композиционным центром стали операционные залы (односветный на первом этаже и двусветный, занимающий верхние этажи над ним).

В торцах залов расположены парадные лестничные холлы. Они связаны коридорами с многочисленными рабочими помещениями в обоих крыльях здания.

ba12.gif
Образами русского классицизма навеяно художественное решение Ростовской конторы Госбанка.

Здесь проявляется излюбленный прием М.М.Перетятковича - разбивка многоэтажного фасада на два яруса, визуально укрупняющая масштаб сооружения.

Цокольный и первый этаж объединены рустовкой, завершенной широкой тягой, два верхних - отделаны гладкой штукатуркой с лаконичным декором.

Центральный объем сооружения выделен слабовыступающим ризалитом (поднят над карнизом) и завершен двумя четвериками и куполом.

Под ними в двухярусной нише помещен гигантский портал тосканского ордера, который выделяет двусветный операционный зал.

ba14.jpg
Трехчастный антаблемент портала в центре увенчан невысоким аттиком со скульптурной группой на фоне большого арочного окна, обрамленного рустовкой.

Скульптурная группа включает центральное изваяние двухглавого орла и сидящие фигуры римских богов (Церера, Марс) по обе стороны от него.

Фон составляют хоругви и знамена, основание - гирлянды и щиты.

ba13.jpg
По обе стороны от гигантского портика входы и окна второго яруса обрамлены наличниками и декоративными замками, сандриками на декоративных кронштейнах.

Глухие люнеты второго этажа дополнены декоративными замками.

Немногочисленные лепные детали подчеркивают монументальный облик ризалита здания: маски, розетки, щиты - в метопах фриза, ряды балясин - под окнами второго яруса, рельефные геральдические композиции в люнетах первого этажа.

Боковые участки главного фасада оформлены двухярусными тосканскими пилястрами, декоративными замками окон второго этажа, упрощенным антаблементом.

ba15.jpg
Северный и южный фасады симметричны, декорировка их аналогична главному.

Центры выделены слабовыступающими ризалитами и завершены аттиками с арочными окнами; в двух верхних ярусах оформлены пилястрами.

Геральдические рельефы в люнетах раскреповок повторяют темы главного фасада: "Меркуриев жезл и роги изобилия", "Шлем с мечами", "Вазон с пальметрами".

Ныне сохранилось убранство интерьеров лестничных холлов, двусветного операционного зала и примыкающих рекреационных помещений. В их оформлении господствуют ордерные неоклассические мотивы.

Стены вестибюлей и холлов первого этажа декорированы мраморными пилястрами с антаблементом.

Ограждения лестниц составляют тумбы и металлические литые секции валютообразного орнамента на стойках.

В рекреационных помещениях второго этажа падуги оформлены карнизом с модульонами, венчающая часть столбов - лепными акантовыми листьями.

Декорировку этих помещений на третьем этаже составляют: кессонированный потолок и пояса иоников в венчающей части столбов и стен.

ba16.jpg
Уникальным для Ростова является двусветный операционный зал с антресольным этажом.

Он перекрыт бетонным куполом и освещен в 3 ярусе двумя большими арочными окнами.

Стены его оформлены двухярусными пилястрами ионического ордера с высоким антаблементом.

Парадные входы в торцах зала обрамлены пилястрами и архивольтами с маской в замке. По обе стороны от нее помещены изображения римских богинь с рогами изобилия.

Плоскости подпружных арок, консоли антресольного этажа, поле под арочными окнами, верх опорных столбов и основание купола украшено растительным орнаментом, гирляндами, масками.

r3.gif

Замок купола акцентируется
розеткой в декоративной филенке.

r1.gif

Обрамлением служит орнаментальный пояс, составленный из сюжетных композиций.

r2.gif


Пространство зала с большепролетным куполом производит высокое эмоциональное впечатление.

Лепной декор не теряется в нем, удачно подчеркивает членение плоскостей, обрамляет проемы, формирует праздничный настрой.

ba7.jpg

Продолжение:
Парковый комплекс "Львы"

| История площади | Архитектор М.М.Перетяткович | Проект и строительство |
| Парковый комплекс "Львы" | Площадь после 1920 года | Литература |

Словарь архитектурных терминов

Творения Московских и Петербургских зодчих
второй половины XIX века - начала XX века в Ростове-на-Дону