Старообрядчество и неорусский стиль

Строительство старообрядческих храмов в России - краткая, но яркая страница в русской культуре начала ХХ века.

Религиозное искусство в это время переживает период активного и сознательного обновления [1].

Оно является неотъемлемой частью русского религиозного ренессанса конца XIX - начала XX веков, который связан с именами видных христианских философов: Н.Федорова, Е.Трубецкого, Н.Бердяева, П.Флоренского.

В архитектуре, переживающей период ретроспективных исканий, это проявляется в зарождении в начале 1880-х годов неорусского стиля.

И в философско-религиозной сфере, и в сфере искусства инициатива исходит не от церкви, не от государства, а как правило от частных лиц [2].

Не случайно происхождение неорусского стиля ведется от малого храма в усадьбе С.И.Мамонтова в Абрамцево (автор - художник, архитектор В.Васнецов).

Показательны по этому случаю слова историка архитектуры В.Я.Курбатова:

"Неорусский (а не псевдорусский) стиль появился с того момента, когда русский художник с восторгом посмотрел на зодчество Москвы, Новгорода, Ярославля" [3].

Направление неорусского стиля находит себе немало талантливых приверженцев в русских столицах и на международных выставках (Ф.Шехтель, А.Щусев, Н.Бондаренко, С.Малютин и др.) и за два десятилетия проходит интересный этап утверждения и развития.

После издания в 1906 году указа об устройстве старообрядческих общин именно старообрядцы оказались главными заказчиками храмов в неорусском стиле.

"Старообрядчество, вопреки стереотипному мнению об их исключительной приверженности старине, оказалось одним из наиболее чувствительных ко всякого рода новшествам слоев русского общества, в том числе и в области искусства. Из старообрядческой среды вышли крупные меценаты, собиратели и коллекционеры древнерусского искусства, организаторы выставок" [4].

Это наглядно проявлялось в Москве. Подобное можно сказать и о Ростове-на-Дону.

Значительную роль в общественной жизни города сыграла благотворительная деятельность семьи хлебопромышленника Е.Т.Парамонова (строительство павильона Николаевской городской больницы, лечебницы для душевнобольных, городского училища и др.), купца П.И.Ильина (попечительство и строительство Александро-Невского храма), наследников купца П.Р.Максимова (попечительство и строительство Дома Трудолюбия) и др.

Круг старообрядцев на Дону был многочисленным.

Одним из первых храмов Ростова в XVIII веке историки называют старообрядческую Покровскую часовню.

Располагалась она к югу от современной церкви и была выложена из камня.

В 1813 году, затем в 1903 году на участке этой первой часовни сооружались деревянные молельные дома во Имя Покрова Пресвятой Богородицы [5].

В 1912-1913 годы на их месте сооружается каменный старообрядческий Покрово-Ильинский храм.

Его жертвователем и попечителем становится ростовский купец Н.А.Панин.

Автором - московский академик архитектор Владимир Александрович Покровский [6].

Для зодчего строительство старообрядческих храмов было не случайным.

Продолжение:
Академик В.А.Покровский

| Старообрядчество и неорусский стиль | Академик В.А.Покровский |
| Композиционное решение и архитектура | Храм после 1935 года | Литература |

Словарь архитектурных терминов

Творения Московских и Петербургских зодчих
второй половины XIX века - начала XX века в Ростове-на-Дону