Архитектор А.Н.Померанцев
(1849-1918гг.)

Потребность в новом здании городского самоуправления назрела в Ростове в начале 1890-х годов. Вопрос о его строительстве обсуждался на заседании Думы в мае 1894 года [1].

Тогда понимали, что это должно быть здание с торговыми помещениями на первом этаже, которые окупали бы содержание верхних, предназначенных для Думы и Управы. Но как организовать торговлю: типа столичного пассажа или торговых рядов на Старобазарной площади - долго решить не могли.

Чтобы окончательно определиться в этом, решили пригласить архитектора академика Александра Никаноровича Померанцева, выстроившего в 1893 году Верхние торговые ряды в Москве.

Столичный зодчий принял это приглашение, и уже в октябре 1894 года на заседании Думы [2] обсуждалась его пояснительная "печатная записка" и первый эскизный проект [3]. Он назывался "Здание Городской думы и Торгового дома".

Между первым его проектом ростовского доходного дома С.Генч-Оглуева и новым проектом Городского дома прошло около 14 лет. Это был этап в творчестве зодчего, который сильно повлиял на его творческую манеру и обогатил высокопрофессиональным опытом.

С 1880 по 1887 годы он был направлен Академией Художеств в Италию, выполнял порученные работы в Палантинской капелле в Палермо [4], называемой также капеллой Св.Петра.

Палермо - главный город и порт о.Сицилия. В силу чрезвычайной сложности исторических условий развивающаяся здесь культура и, в частности, архитектура, сочетала воедино самые разнообразные традиции: ломбардские, византийские, арабские, эллинистическо-римские и греческие [5].

В 12-13 веках н.э. остров был резиденцией Сицилийского королевства, Палантинская капелла входила в состав дворца Ронсера II (1132-1143гг.) и производила в те годы впечатление своей фантастической роскошью благодаря мозаикам, покрывавшим пол и стены, сталактитовым потолкам арабского типа, мраморным колоннам и резным капителям [5].

Среди других исторических зданий в городе Палермо на русского зодчего не могли не произвести сильное впечатление церкви Сан-Джованни дель Эременти (12в.), Санта Мария дель Амиральо, называемая Марторана (адмиральская) 12-16вв., Палаццо Реале (11-18вв.), Собор (12-19вв.), а также церкви в стиле барокко.

В облике этих строений А.Н.Померанцев увидел взаимопроникновение разных строительных традиций, национальных культур, архитектурных стилей на протяжении нескольких веков развития средиземноморской цивилизации.

В результате представление об эклектике в архитектуре, которое господствовало тогда у него на родине, получило новое переосмысление на основе опыта мировой культуры.

gum.gif
Вернувшись в Россию в 1887 году, за выполнение работ в Италии он получает звание академика, в 1888 году назначается на один год адьюнкт-профессором при архитектурном классе Академии Художеств [4].

В 1888-1893гг. вместе с инженером В.Г.Шуховым возводит Верхние торговые ряды в Москве (ныне здание ГУМа).

До 1894 года его итальянские впечатления и практический опыт остаются невостребованными в российских столицах.

Приглашение ростовской Думы в мае 1894 года открывает ему такую возможность в южно-русском городе. Отказаться он не смог, хотя одновременно был назначен профессором, руководителем Высшего Художественного училища, и был сильно занят педагогической деятельностью.
Творения зодчего после 1899 года.

Продолжение:
Первый вариант проекта

| А.Н.Померанцев | Первый вариант проекта | Новый проект и строительство |
| Художественный облик здания | Разрушения и реконструкции | Литература |

Словарь архитектурных терминов

Творения Московских и Петербургских зодчих
второй половины XIX века - начала XX века в Ростове-на-Дону