Композиционное решение здания доходного дома

Зодчего искали в столице, так как многоэтажных общественных зданий в Ростове еще не строили. Для составления проекта пригласили Александра Никаноровича Померанцева.

Он учился в Московском училище Живописи Ваяния и Зодчества, затем в Петербурге в Академии Художеств, которую закончил в 1877 году, получив звание классного художника I степени и Первую золотую медаль за дипломный проект "Вокзал в парке вблизи столицы". С 1878 года он был назначен пенсионером Академии Художеств на шесть лет (два года в России, четыре - за границей) [5].

Одним из первых его реализованных проектов стал ростовский доходный дом С.Генч-Оглуева. Встреча с представителями ростовского торгового дома и составление проекта произошли в 1878-1880 годы до его пенсионерской поедки в Италию.

Документально подтвердить приезд А.Н.Померанцева в Ростов в конце 1870-х годов не удается. Однако оригинальная ориентация здания, точное определение его роли и масштаба в застройке будущей главной торговой улицы города, самобытная декорация фасадов позволяют утверждать, что архитектор побывал в Ростове на перекрестке Николаевского проспекта (ныне проспект Семашко) и Большой Садовой улицы.

o1.gif Большая Садовая улица, 1930-е годы,
гостиница Московская и доходный дом С.Генч-Оглуева
Улица тогда только начинала застраиваться каменными капитальными домами.

Зданию С.Генч-Оглуева был отведен узкий торец квартала, определенного планом еще 1811 года.

На противоположной стороне улицы (к северо-западу) располагалась небольшая Театральная площадь, за ней - деревянный Гайрабетовский театр, примыкающий к городскому саду - месту гуляний и увеселений.

По плану 1868 года на выбранном для здания месте размещалось четыре одноэтажных неотапливаемых строения [6].

Через пятнадцать лет их сменил многоэтажный доходный дом процветающей торговой фирмы. Небольшой участок, отведенный для него, продиктовал П-образную конфигурацию плана.

Выбор стиля доходного дома вероятнее всего был продиктован вкусами заказчиков. Оба компаньона фирмы по рождению были нахичеванцами, что предопределяло их склонность к нарядному облику торгового здания. Дало себя знать и представление купечества тех лет о красивом, как о богато украшенном.

В качестве оформления был выбран "пышный стиль барокко", который стал основой эклектического убранства фасадов. Все остальное - осознание градоформирующей роли, композиционное решение, силуэт и художественная трактовка здания - принадлежало зодчему.

Анализ градостроительной ситуации диктовал ориентацию будущего доходного дома на расположенную по диагонали перекрестка Театральную площадь. И архитектор, отказавшись от традиционных симметричных построений фасадов и планов, избрал главной композиционной осью диагональ перекрестка.

o9.gif

Продолжение:
Архитектурные детали здания

| Торговый дом "С.Генч-Оглуев и И.Шапошников" | Композиционное решение |
| Архитектурные детали | Роль здания в жизни города | Литература |

Словарь архитектурных терминов

Творения Московских и Петербургских зодчих
второй половины XIX века - начала XX века в Ростове-на-Дону