rost_h.gif
vid1.gif
Панорама города конца XIX - начала XX вв.
Северная сторона площади Старый базар.
Вид с колокольни собора
Рождества Пресвятой Богородицы

Значение для Ростова-на-Дону творений столичных зодчих трудно переоценить.

Возведение их пришлось на период, когда зримо определялся масштаб застройки улиц и площадей, формировался силуэт донской панорамы города, складывался архитектурный облик городской среды.

Именно на рубеже веков закреплялась взаимосвязь между планировочными звеньями города и масштабом его строений.

И несмотря на все последующие периоды разрушений (годы гражданской войны, храморазрушения 1929-1934гг. и начала 1960-х, бомбардировки в годы Великой Отечественной войны) именно этот высотный масштаб и именно эти художественные направления поддерживались в застройке жилых и общественных зданий в период конструктивизма (1924-1930-е гг.) и послевоенной реконструкции, отразившей советские варианты неоклассических форм в конце 1940-х - начале 1950-х годов.

Можно с уверенностью сказать, что среди других близлежащих городов (Азов, Таганрог, Новочеркасск и др.) такого гармоничного сочетания планировочной структуры и масштаба ее застройки не сложилось ввиду отсутствия целого ряда социально-экономических причин, главная из которых - активное торгово-промышленное развитие, в значительной степени свободное от административных и сословных ограничений.

Творения столичных зодчих дали Ростову наиболее выразительные примеры воплощения архитектурных стилей, которые значительно влияли на стилевое решение окружающей городской застройки. Влияние это продолжало сказываться и во второй половине XX века, в период послевоенной реконструкции города.

Само пребывание столичных зодчих в Ростове, несомненно, влияло на городскую жизнь. Их переписка с городской думой, участие в обсуждении проектов, принятие во внимание финансовых возможностей городского купечества - все это определяло выбор решений для обеих сторон, формировало облик будущих строений.

Контакты столичных зодчих с ростовскими городскими архитекторами способствовали созданию местных градостроительных традиций. Это было предопределено, поскольку и местные, и столичные зодчие были выпускниками столичных высших учебных заведений, принадлежали одной архитектурной школе, разделяли одни и те же гуманистические и эстетические принципы.

Рубеж веков был интереснейшим периодом в развитии российской культуры.

Тогда московские и петербургские зодчие в силу расширяющихся культурных взаимосвязей России с Европой становились творцами европейского уровня. Все они совершали пенсионерские поездки сроком не менее двух лет в европейские города Италии, Германии, Франции, Бельгии, Австрии и других стран.

А.Н.Померанцев был автором Храма в память войны 1877-1878гг., возведенного в Софии в 1912 году.

В.А.Покровский стал создателем Храма павшим русским воинам в Лейпциге, завершенного в 1913 году.

К.А.Тон во время пребывания за границей за создание проектов по реставрации античных памятников был избран академиком Римской С.-Лукской Академии Художеств и удостоен звания профессора Флорентийской Академии Художеств.

Здания М.М.Перетятковича, возведенные в Москве, Петербурге, Кронштадте по своим художественными достоинствам не уступали созданиям его коллег, и только его преждевременная кончина не позволила ему проявить свое дарование шире и многограннее.

В этом смысле творения всех названных зодчих в Ростове-на-Дону приобретают еще большую общественную значимость и историко-художественную ценность.

Творения столичных зодчих активно формировали Ростов, как город европейской градостроительной культуры. Без этих зданий историческое лицо города стало бы беднее архитектурными образами, в нем слабее отразились бы эстетические и гуманистические традиции российской культуры начала XX столетия.

Рядом со столичными зодчими в Ростове творили их коллеги - городские архитекторы, выпускники Московских и Петербургских высших учебных заведений. Именно их трудами формировалась историко-архитектурная среда города, ставшая фоном творениям столичных мастеров.

Ростовские зодчие, минуя пору ученичества, создавали творения, достойные своих столичных учителей и старших коллег. Наиболее интересные из этих зданий, возведенных в стиле неоклассицизма и модерна, ныне получили статус архитектурных памятников.

Рассказ об этих зданиях сегодня мог бы обогатить и продолжить наши исследования.

Каждое из творений столичных зодчих в Ростове, сохранившихся в наши дни, на пороге XXI века, своим оригинальным обликом, историей строительства, местом в биографии города рассказывает о личности своих создателей и об эпохе своего создания, жившей великой надеждой на то, что "красота спасет мир".

Архитектурные творения конца XIX - начала XX веков намного пережили своих создателей, их общественная жизнь и влияние на городскую культуру продолжается и сегодня.

Вспоминая крылатое латинское изречение "Городу и Миру", думается, что рассказ об этом будет интересен не только жителям донского края.

sity_pl.jpg
План города начала XX века


Словарь архитектурных терминов

Творения Московских и Петербургских зодчих
второй половины XIX века - начала XX века в Ростове-на-Дону