sity_h.jpg
vid2.gif
Панорама города конца XIX - начала XX вв.
На дальнем плане слева -
собор Рождества Пресвятой Богородицы.
Вид со звонниц собора Александра Невского
на площади Нового Базара

Творения столичных зодчих в городах Юга России еще не становилось предметом культурологического исследования.

Интерес к ним, как к объектам взаимодействия градостроительной культуры Москвы и Петербурга с местными строительными традициями и городскими нравами, еще только осознается в искусствоведении России.

Раскрытию этой темы на примере сохранившихся ныне зданий города Ростова-на-Дону посвящен настоящий проект.

Годом основания Ростова-на Дону считается 1749, когда в устье реки Темерник, при впадении ее в Дон, учреждается Темерницкая таможня [1].

В 1761 году для ее защиты рядом начато строительство земляной крепости во имя Святого Дмитрия Ростовского, которое завершилось через семь лет [2] [3].

В 1779 году к востоку от крепости армянскими переселенцами из Крыма основан город Нахичевань-на-Дону [4].

В 1791 году, в связи с окончательным присоединением Крымского полуострова к России, в устье реки Темерник начинается активная торговая жизнь слободских поселений.

Впервые название города "Ростов" встречается в указе императора Александра I в 1806 году по поводу перевода присутственных мест из Таганрога.

В 1811 году Ростов получает герб и Высочайше утвержденный план [5].

Выгодное географическое положение на перекрестке сухопутных и водных дорог способствовало быстрому экономическому развитию нового торгового города.

Он был по существу огромным перевалочным пунктом, откуда хлеб, шерсть, сало, льняное семя, металлы и другие товары доставлялись по Дону и Азовскому морю к Таганрогу и затем через таможню отправлялись за границу.

К середине прошлого века Ростов стал крупнейшим хлебоэкспортным портом России, уступавшим первенство только Одессе.

Крымская война 1853-1855гг. нанесла значительный урон развивающейся торговле Ростова и Приазовских городов.

Торговля на Юге России оживилась только в 1856 году, после заключения мирного договора, по которому Черное море объявлялось нейтральным.

Значительное увеличение населения Ростова и расширение его торговли началось после окончания Кавказской войны 1817-1864гг., что определило социально-экономическое развитие всего Северо-Кавказского региона.

Реформы Александра II (правление с 1855 по 1881гг.) - крестьянская, земская, судебная и другие - активизировали общественную жизнь города.

Этому способствовало и введенное в Ростове в 1871 году Новое Городское положение, значительно расширившее сферу его самоуправления [6].

Именно развитие торговли и промышленности предопределило появление в Ростове нового социального слоя - хлебопромышленников, лесопромышленников, табачных фабрикантов, предпринимателей, заводчиков, желавших стать городскими застройщиками.

Новый заказчик хотел строить для себя и своих наследников, на свой вкус, с размахом и основательностью. Он был знаком с архитектурой Москвы и Петербурга, посещал европейские столицы и еще только определял свое представление о будущем облике своих особняков и доходных домов.

Воплотить такой социальный заказ должен был профессиональный архитектор.

В I половине XIX века в южно-русских городах (Таганроге, Новочеркасске, Мариуполе, Азове, Ростове, Нахичевани), как и в остальных городах Российской империи, строительство жестко регламентировалось.

Государство, через Комиссии по строениям и Строительные комитеты, осуществляло функции контроля, требуя от застройщиков выполнения строго ограниченного комплекса правил строительства. Это обеспечивало реализацию Высочайше утвержденных генеральных планов этих городов.

Одним из главных условий было строительство по "образцовым проектам", разработанным в начале XIX века для уездных и губернских городов столичными Строительными комиссиями [7].

В середине века такой порядок по отношению к фасадам жилых и общественных зданий уже не действовал.

Однако такая практика еще господствовала в провинции.

В Ростове в 1853 году известен первый случай, когда избранный проект новой церкви Рождества Пресвятой Богородицы значительно видоизменяется по прошению купечества и по согласованию с автором проекта.

Академик К.А.Тон становится первым столичным архитектором, осуществившим "увязку" облика будущей церкви с застройкой площади Старый Базар и финансовыми возможностями самого города.

Таким стало первое заочное участие столичного зодчего при воплощении его проекта храма, разработанного для повторного применения.

s2.jpg
Александро-Невский собор
на площади Старого Базара

В последующих случаях для возведения значительных монументальных зданий стали приглашать Московских и Санкт-Петербургских зодчих. Они составляли эскизные проекты. Детальной разработкой чертежей, смет и надзором за строительством занимался городской архитектор.

Так было с многоэтажным доходным домом С.Генч-Оглуева на Большой Садовой улице (1883г.), со зданием Городской Думы и Управы (1899г.), зданием правления Волжско-Камского банка (1909г.), Александро-Невской соборной церковью (1908г.) [8], Старообрядческим Покрово-Ильинским храмом (1913г.), Ростовской конторой Государственного банка (1915г.).

asm.gif
Асмоловский театр, 1883г.
академик архитектор В.О.Шервуд

Аналогичным был подход к меньшим по размеру частным строениям - Асмоловскому театру (1883г., академик архитектор В.О.Шервуд) [9], особняку нотариуса В.Т.Цветкова (1910г., архитектор Ф.Шехтель) [10], Коммерческому клубу на Большой Садовой улице (1910г., архитектор Г.Я.Гелатт) [11], Солдатской синагоге (перестройка 1913г. профессор архитектор Я.Гевирц) [12], а также к ряду многоэтажных доходных домов на Б.Садовой.

Однако многие частные строения не сохранились до настоящего времени, иные сильно изменены перестройкам. Оценка их затруднена.

Что же привлекло столичных зодчих в город на берегу Дона?

Ростов в конце прошлого века за бурный рост называли "Русский Чикаго", "Азовский Ливерпуль", "Донской Вавилон".

Одной из областей его развития стало бурное строительство, рост городских территорий, увеличение масштаба застройки в центре города.

per.gif
Панорама города конца XIX - начала XX вв.
Северо-Западный угол площади Нового Базара
(ныне перекресток ул.Б.Садовая и пр.Ворошиловский).
В центре - доходный дом К.Чернова (1899г.)
Вид со звонниц собора Александра Невского.

Менталитет нового заказчика как нельзя лучше способствовал этому.

Благодаря энергии, смекалки, упорству купеческие фамилии обретали экономическую самостоятельность, увеличивали свои капиталы.

Уже в конце XIX века имена хлебопромышленников Е.Парамонова, Н.Солодова, И.Супрунова, табачных фабрикантов Я.Кушнарева и В.Асмолова, лесопромышленника В.Максимова знали далеко за пределами области Войска Донского.

Вместе с ростом материального благополучия к этим людям приходило осознание своей роли в качестве влиятельных лиц города, появлялось стремление к "изящным стилям" фальных и доходных домов, клубов, учебных зданий, желание украсить площадь города скульптурным монументом, благоустроить сад, участвовать в меценатской и попечительской деятельности, собирать коллекции живописи и археологические находки.

Приглашение столичных зодчих стало привычным с начала 1880-х годов.

Предприимчивость и личные связи в российских столицах помогают торговому сословию заводить знакомства в среде художников и архитекторов, приглашать их в Ростов.

Приглашают, полагаясь на опыт мастеров, художественный вкус, хорошую архитектурную школу. И эти надежды полностью оправдываются.

Столичные зодчие, хоть и ненадолго приезжая в город на берегу Дона, в силу своего профессионализма точно осознают градостроительную ситуацию растущего города, переживающего "строительную горячку".

Они понимают и утверждают новый масштаб застройки торгового центра, способствуют формированию площадей, улиц, бульваров.

Возведенные по проектам столичных зодчих общественные здания и храмы, благодаря выгодному положению на рельефе и монументальности, заняли доминирующее положение в донской панораме города, стали его неотъемлемыми градоформирующими элементами.

Те из культовых зданий, которые выстояли в годы массовых храморазрушений (1929-1934гг.), и ныне не затерялись в панораме города.

Именно эти здания сегодня определяют облик исторического центра Ростова.

Литература и библиография

Словарь архитектурных терминов

Творения Московских и Петербургских зодчих
второй половины XIX века - начала XX века в Ростове-на-Дону